Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разработки новых научных подходов и методологических положений для организации предоставления муниципальных услуг в качестве важного компонента муниципальной экономики, повышения требований к качеству и надежности этих услуг от их потребителей.
Значительное внимание уделяется развитию сферы муниципальных услуг в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, а также в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», принятой в июле 2010 года.
В соответствии с утвержденной концепцией сокращения административных барьеров и увеличения доступности государственных и муниципальных услуг одной из основных задач является повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям.
Цель исследования состоит в разработке предложений по повышению качества услуг в сфере государственного и муниципального управления
Задачи исследования:
Рассмотреть подходы к определению понятия государственная услуга, муниципальная услуга;
Рассмотреть механизм предоставления услуг (через органы государственной/муниципальной власти, через МФЦ и так далее).
Проанализировать нормативно-правовые акты в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг;
Проанализировать предоставление государственных/муниципальных услуг в Российской Федерации;
проанализировано предоставление государственных/муниципальных услуг в Кировской области.
Объектом исследования является процесс предоставления услуг.
Предмет исследования. Правовое регулирование процесса предоставления муниципальных услуг администрацией Кировской области
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Первая глава носит теоретический характер. В ней рассмотрены подходы к определению понятия государственная услуга, муниципальная услуга, рассмотрен механизм предоставления услуг (через органы государственной/муниципальной власти, через МФЦ и так далее).
Вторая глава носит практический характер. В ней проанализированы особенности предоставления государственных услуг, а также муниципальных услуг на примере Кировской области.
В заключении сделаны выводы о проделанной работе
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1. Сущность предоставления государственных и муниципальных услуг
В качестве одного из наиболее важных факторов успешного экономического развития России в современном мире можно назвать качество государственного управления. Существующие на современном этапе рыночные условия определяют более высокие требования к эффективности государственного аппарата и самой исполнительной власти. Для создания более успешной современной международной арены, требуется не только правильно оптимизировать экономическую политику, но и создать систему государственного управления, которая в полной мере соответствует специфике и масштабам страны, быть восприимчивой к прогрессивным технологическим и коммуникационным решениям, и, самое главное, для удовлетворения потребностей общества в удобном, открытом состоянии.
Чтобы создать конкурентоспособное, социально ориентированное государство, руководство страны определило следующие приоритеты: ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, уменьшить административные барьеры для бизнеса, улучшить качество и доступность государственных и муниципальных услуг населению, уровня открытости государственной деятельности и степени участия граждан в разработке государственной политики. За последнее десятилетие тема совершенствования государственного управления в преобладающей практике и особенности правового регулирования была разделена на несколько основных блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. С учетом существующего опыта реализации этих реформ, становится понятным, что их значимое пересечение в составе деятельности, подходов, идеологии больше не позволяет их разделить на отдельные частные реформы. Государственный сектор со всеми его компонентами - государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами становится объектом реформирования.
Проведенная работа позволила значительно усилить и расширить проблематику механизмов государственного регулирования (лицензирования, аккредитации, государственного (муниципального) контроля и надзора и т. д.) осуществить всесторонний анализ отдельных секторов экономики, а также провести мониторинг качества государственных услуг, формулировать требования к услугам, интересам общества, т.е. приблизиться к ощутимым результатам и добиться поставленной цели, а именно повысить уровень и качество жизни россиян.
Все решения, принимаемые в области совершенствования государственного управления, разрабатываются в рамках деятельности правительственной комиссии.
Проведение административных реформ направлено на то, чтобы придать новый имидж государству, а в России оно также выступает в качестве законного воплощения иных преобразований реформ (от процессов приватизации и трансформации федеративных отношений к «монетизации выгод») в административные механизмы государства. Признаки административной реформы полностью соответствуют сходным признакам реформ как особого класса радикальных преобразований. При этом, административная реформа представляет собой тип реформы, в которой субъект и объект реформы в значительной степени совпадают. Курс административной реформы в России показал, что основным субъектом и инициатором его поведения является Президент страны, а объектом реформ являются исполнительные органы.
Ни одна из реформ, проведенных в России за последние 15 лет, не была настолько тесно интегрирована в контекст иностранной практики, как административная. Реформа была начата с относительно малого отставания от зарубежных стран («западные» административные реформы начались в первой половине 1990-х годов), и уже в достаточно быстрые сроки приобрела опыт проведения глубоких политических, экономических и социальных изменений. Приближая современный порядок к иностранным моделям, Россия выбрала идеологическую административную реформу тех стран, в которых PublicAdministration заметно переходит в NewPublicManagement («Новое государственное управление») и где принципы и технологии активно внедряются в управление государственными учреждениями.
Административные реформы основаны на принципах целесообразности, прагматизма и экономики. Все меры в рамках административных реформ направлены на укрепление верховенства закона, содействие открытости и доступности информации, связанной с деятельностью государственных органов. В качестве основной цели выступает необходимость сделать государство более эффективным, «приблизить его» к гражданину и обеспечить всестороннюю конкурентоспособность страны. С учетом опыта проведения административных реформ в ряде ведущих зарубежных стран можно сделать вывод о невозможности их проведения в короткие сроки и радикальными методами. По той причине, что в данном случае речь идет о корректировке культуры государственного управления, административная реформа может рассматриваться как постоянная функция государства. В то же время осуществление реформы можно рассматривать как последовательность реализованных этапов.
Одной из целей административной реформы является снижение издержек бизнеса для преодоления административных барьеров. В этом направлении на федеральном уровне продолжается работа по сокращению чрезмерного государственного регулирования. Ведется работа по регулированию контрольной и надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Предполагается, что субъекты Российской Федерации также будут работать над сокращением административных барьеров с учетом опыта на федеральном уровне.
Таким образом, если политическая элита сможет осознать взаимосвязь, которая возникает между перспективами экономического роста и качеством государственного управления, а также то, что политика укрепления «вертикали» власти становится ведущим фактором, определяющими дальнейшие усилия по осуществлению административной реформы, это позволит ускорить процесс преобразований. Но сегодня нет официального «реестра» их результатов и официальных оценок их реальности, значимости и полезности. Можно только заявить, что на данном этапе административной реформы предпринимаются масштабные меры по пересмотру функций исполнительных органов, улучшению порядка их осуществления и построению новой системы и структуры исполнительной власти, а также осуществляются меры для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления и местного самоуправления.
1.2. Подходы к определение муниципальной услуги
Государственная служба, которая является не совсем привычным для российской управленческой практики понятием, интерпретируется как реальный, поддающийся стандартизации и контролируемый по качеству «конечный продукт» органов исполнительной власти. Помимо этого, целью административной реформы было установление прямой зависимости оценки деятельности этих органов и выделения бюджетных ресурсов из перечня, объема и качества предоставления государственных услуг гражданину, организации или
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017). // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
3. Федеральный закон от 23.07.2013 N 196-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2013, N 30 (Часть I), ст. 4029
4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2017). // "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3588
5. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) "О государственной тайне". // "Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235
6. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
7. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об охране окружающей среды". // "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.
8. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" [электронный ресурс] UPL: http://www.lawinrussia.ru/node/298145
9. Акимов В. А., Баришполец В. А., Махутов Н. А., Фалеев М. И. Безопасность России. Национальная и международная безопасность; Знание - Москва, 2012. - 752 c.
10. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2013. - 495 c.
11. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.
12. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
13. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 c.
14. Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 624 c.
15. Суглобов, А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Государственное и муниципальное управление" / А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко . - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 319 c.
16. Тихомиров, С.В. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / С.В. Тихомиров. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 320 c.
17. Фурин А.Г., Ларионова Н.И. Государственные услуги в «одном окне». Многофункциональный центр как институт предоставления государственных услуг // Российское предпринимательство. 2009. № 6. С. 43-52
18. Гамазетдинова Э.Я., Абака-чаева М.Б. Многофункциональный центр как один из методов предоставления государственных и муниципальных услуг // Экономика и социум. 2013. № 4-1(9). С. 355-359 ;
19. Гончарова Е.А. Региональная практика создания системы предоставления государственных услуг в формате МФЦ // Гражданское общество и правовое государство. 2015. Т. 2. С. 5-7 ;
20. Гончарова Е.А.. Региональная модель предоставления государственных услуг в формате многофункциональных центров // Юридическая наука. 2015. № 2. С. 94-96.
21. Дрожжинов В.И. Многофункциональный центр: от центра предоставления услуг к центру решения проблем граждан // Интернет и современное общество (IMS-2011) : тр. XIV Всерос. объединенной конф. / Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. 2011. С. 176-182
22. Дорошенко Н.Н. Мировой опыт модернизации социальной политики: многофункциональный центр как инструмент снятия административных барьеров // Современные проблемы международной экономики : сб. материалов междунар. науч.-метод. семинара / под ред. Н.Н. Покровской. М., 2014. С. 92-99
23. Гаврилова Л.А. Предоставление государственных и муниципальных услуг в России: современное состояние и основные направления совершенствования // Сервис plus. 2015. Т. 9. № 2. С. 3-10.
24. Макаркина М. А., Носов А. Л. Сравнительная характеристика мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в 2013 и 2014 гг. // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь).